Раппорт — это своеобразный мост между моделями мира общающихся. В раппорте огромное значение приобретает подстройка. Она — не подражание, не безразборное копирование мимики и движений собеседника, это тонкая игра, которая помогает вам поддерживать раппорт, отзеркаливая некоторые движения и поведенческие особенности человека. Все элементы, по которым происходит подстройка, являются основными элементами раппорта. Но следует учесть, что у каждого, кто хотел бы в совершенстве овладеть процессом построения успешного раппорта, должен быть свой опыт его построения, потому слепо копировать советы и методики подстройки не нужно. Для начала нужно определить собственное, естественное вхождение в раппорт.
Но помимо всех премудростей построения успешного раппорта у вас должна быть четко определенной цель вашего общения. Смысл общения — в реакции собеседника. Умение ладить с людьми может принести успех практически в любой сфере, если ваша деятельность связана с деловыми встречами, с управлением, с обсуждением, то вам непременно нужно уметь общаться. Впрочем, это умение необходимо и в любой другой сфере нашей жизни.
Умение общаться не ограничивается набором фраз, слов и жестов. Это умение подразумевает сложное и тесное взаимодействие, которое не всегда заметно. Основное внимание, если речь идет об общении, уделяется передаче сведений, форме ваших сообщений и прочим деталям, связанным с правильностью формулировки сообщения. Но при этом очень часто забывается самое важное — результат общения, то, что вы ждете от него, что вы хотите им достичь.
К примеру, когда мы изучаем язык жестов и поз, мы заинтересованы в точном распознании смысла всех телодвижений и других невербальных сигналов. Но, даже если вы в совершенстве читаете язык жестов, общение при этом не принесет вам желаемого результата, если вы не знаете, чего хотите от этого общения. Но с другой стороны очень эффективным общением может стать даже мельком брошенный выразительный взгляд, он будет нести в себе огромное содержание, и будет способствовать пониманию с обеих сторон. А все потому, что в последнем случае есть четко определенная цель…
Не следует ни при каких обстоятельствах упускать из виду контекст окончательного результата (чего вы вообще хотите) и цель текущего общения (чего вы ждете от общения, совещания, встречи). Также ваши цели должны соответствовать шести основным принципам правильной формулировки результата. Принцип первый — формулируйте свою цель в утвердительных терминах. Этот момент очень важен, для того, чтобы в вашей речи звучали лишь утвердительные, положительные фразы и слова, необходимо научиться и думать подобным образом, то есть не допускать в свои мысли отрицательные суждения, ожидания. Второй принцип — необходимо соотносить свою цель с контекстом. То есть вы должны четко знать, когда, где и с кем вы хотите добиться этого результата. Принцип третий — необходимо уметь выражать свою цель точно, в сенсорных категориях. То есть вы должны осознавать, даже знать, что вы увидите, услышите или почувствуете, когда добьетесь цели. Принцип четвертый — цель необходимо выбирать такую, которая достигается вашими силами. То есть вы должны осознавать, что в случае, если что-то идет не так, вина за это, вся ответственность лежит исключительно на вас. Принцип пятый — необходимо трезво оценивать последствия достижения своей цели. Обдумайте хорошо, не потеряете ли вы что-либо ценное, когда достигните цели. Принцип шестой — выбирайте такие цели, которые заслуживают того, чтобы их достигали.
Кроме того, вы должны выстраивать такой процесс общения, при котором вы будете стремиться не только к выгоде для себя, но и к выгоде для других. То есть результат общения должен быть взаимовыгодным.