Сценическое якорение очень полезный навык, особенно для тех, кому приходится часто выступать на публике. Он поможет быстро привести зрителей в нужно состояние, максимально полно донести до них смысл.
С чего начать? Приведите публику в интересующее вас состояние. Пусть, например, это будет состояние радостного возбуждения. Вы можете рассказать им пару свежих анекдотов или поделиться приятной новостью — не важно. Вы и сами должны придти в соответствующее расположение духа. Зафиксируйте свое положение на сцене, можете подкрепить его каким-то знаком. Когда в следующий раз вы вернетесь на прежнее место (и повторите знак) зрители вернуться к нужному вам состоянию.
Можно использовать и последовательность якорей, которая позволит вам произвольно переводить публику из одного состояния в другое. Для этого вам потребуется повторить вышеописанную процедуру последовательно с различными психо-эмоциональными состояниями. К примеру, вы хотите произвести переход от скуки к радостному возбуждению. Введите публику в состояние апатии. Не забудьте и сами прочувствовать его Пусть они немного поскучают. Зафиксируйте этот момент. Теперь вам нужно выбрать следующий пункт на пути к возбуждению. Им может стать, например, любопытство. Зафиксируйте новое место на сцене. Расскажите зрителям о каком-нибудь забавном и необычном факте. Поставьте следующий якорь. Продолжайте движение к возбуждению. Закончив процесс, попробуйте быстро провести аудиторию по всем этим состояниям, последовательно воспроизводя якоря.
Когда вы не единственный выступающий, можно воспользоваться теми якорями, которые до вас создали другие. Займите то же место на сцене, которое занимал ваш наиболее удачливый предшественник. Повторите его жесты, используйте якоря, уже созданные им. Вы можете даже полностью воспроизвести его последнюю фразу, с теми же интонациями. Внимание публики сразу же сосредоточиться на вас. Если переход от одного выступающего к другому был достаточно быстрым, то зрители могут даже не обратить внимания, что говорит уже другой человек. Их внимание не будет отвлекаться, они продолжат слушать вас так же, как слушали вашего предшественника. Так вы сможете быстро и без особых усилий установить раппорт с аудиторией.
Этим приемом нередко пользуются учителя, преподаватели, актеры и профессиональные ораторы. Для них настроение зрителей особенно важно, а возможности использовать кинестетические якоря отсутствует. Поэтому сценическое якорение для них — неоценимая находка. С его помощью можно вести толпу по нужному эмоциональному маршруту. Доносить информацию не в виде разрозненных фраз и оценок, а цельным массивом и именно в том, виде, в котором было задумано.
Сценическое якорение может быть использовано и негативно. Особенно, когда выступающий не слушком хорошо осознает, что он делает. Например, когда преподаватель читает студентам скучнейшую лекцию, стоя на одном и том же месте. В следующий раз, стоит ему только войти и стать на то же место, как аудитория впадает в скуку. Он может быть, даже не начал говорить, а студентам уже скучно. Теперь даже если он будет рассказывать анекдоты, вывести публику из этого состояния будет довольно-таки сложно.
Это мощный прием, поэтому использовать его нужно с осторожностью. Главным лозунгом должен стать принцип «не навреди». Соблюдайте осторожность, применяя сценическое якорение. Продумайте заранее, какие выгоды получат от этого зрители. А вы сами? Вы должны хорошо представлять себе эффект, которого хотите добиться.