Каждый из нас регулярно подвергается критике. Со стороны близких, со стороны руководителей, со стороны почти незнакомых людей. Как реагировать на нее? По принципу «лучшая защита — нападение»? Или применить тактику «я не я и лошадь не моя»? Или, может, стоит затаиться, стерпеть все неприятное, что вам говорят и спокойно идти дальше? А может все-таки попытаться извлечь пользу из этого, несомненно, негативного, вида коммуникации? Но как?

Во-первых, следует настроиться на то, чтобы не «подвергаться» критике, а хотя бы «выслушивать» ее. А лучше превратить критику в дружеское обсуждение проблемы. Если критика позитивная (насколько она, конечно, может быть позитивной), то все просто. Такая критика — не зло, а благо. Ее стоит принимать с радостью: ведь вам укажут на недостатки, и вам не придется предпринимать усилий, чтобы найти их самому. С негативной (деструктивной) критикой сложнее. Здесь, вероятно, вы услышите не только полезные замечания, но и откровенные нападки. Но это еще не значит, что такая критика абсолютно бесполезна и от нее нужно отмахиваться, либо и вовсе отвечать ответным нападением. Помните, что «в каждой шутке есть доля шутки». Критика, это, конечно, уже не шутки, но если вы общаетесь не с законченным злодеем, то, прислушавшись к словам собеседника, вы можете уловить зерно истины.

Во-вторых, если критикующий вас человек настроен негативно — не спешите обвинять его в ненависти к вам или даже мизантропии. Напомните себе, что, возможно, негатив вызвали вовсе не вы. Может быть, у собеседника просто болит голова. Вы можете сказать: «Да, конечно, у него голова болит, но я то тут причем? Мне-то зачем мучиться?» Совершенно верно, мучиться не обязательно. Попробуйте окружить себя мысленным барьером. Пусть все негативные эмоции собеседника отскакивают от него. Внутренний диалог и визуализация помогут вам сохранить дистанцию между критиком и собой. Таким образом, вы не пострадаете, а человек решит свои внутренние проблемы. Всем хорошо, все счастливы!

В-третьих, попытайтесь понять, чего хочет от вас критик. Четко выясните для себя критерии, которым вы, по мнению собеседника, должны соответствовать. Представьте себе, что вы выполнили все высказанные (и не высказанные) пожелания. Картинка, которую нарисовало ваше воображение, приводит вас в ужас? Что ж, тогда вам остается только защищаться от «нападающего». А может быть, вы вполне равнодушны или вам даже нравиться такая перспектива? Значит, вас можно поздравить с приобретением нового опыта!

Если ваш оппонент разъярен, не пытайтесь объяснить ему, что он глуп и все его аргументы гроша ломанного не стоят. Помните: «Гнев есть кратковременное безумие»

(Гораций), а значит собеседник вас все равно не поймет, а кто знает на что он способен в ярости? И уж, конечно, не стоит самому впадать в бешенство. Это совершенно точно не поможет вам разрешить конфликт. Так можно его только усугубить.

Если же вам не повезло, и вы столкнулись с человеком, который критикует вас совершенно безосновательно, и вы никак не можете представить себе ситуацию, в которой вам может пригодиться этот опыт, то помните: «С помощью револьвера и доброго слова можно добиться гораздо большего, чем с помощью одного только доброго слова» (Аль Капоре, чикагский гангстер).