Нейрологические уровни могут восприниматься и как уровни организации обучения, общения, изменения. Как они будут работать в таком случае?
Первый уровень — идентичности. Кто я? Что я о себе знаю? Кем я себя считаю? Ответ на этот вопрос крайне важен в любом деле. Вы можете однажды сформировав свою идентичность, больше никогда ее не менять. Но если вы хотите двигаться дальше, развиваться, то вам придется не раз менять отношение к себе. У вас могут быть несколько параллельных ответов на вопрос «Кто я?». Дома вы можете быть мужем, на работе — начальником, в компании — другом, на тренировке — учеником и т. д. Кроме того, слова, которыми вы описываете свою идентичность, могут сильно повлиять на ваше поведение. Выполняя одну и ту же роль, вы можете определять это в разных выражениях. Если вы работаете в большой компании помощником руководителя, то вы можете назвать себя так, а может воспринимать себя как подчиненного, и ваша позиция сразу меняется. Вы уже не столько помощник, сколько подчиненный, тот, кто просто выполняет указания. То есть четко понимая свою роль, попробуйте, кроме того, подобрать наиболее приемлемое название для нее. Такое, которое будет толкать вас вперед, и помогать чувствовать себя не своем месте. Ваша идентичность должна быть согласована с окружающими. Кроме того, важно не останавливаться на принятии новой идентичности, а вырабатывать новые ценности, идеалы, развивать соответствующие навыки и т. д.
На втором уровне находятся ценности, убеждения. Зачем вам нужно делать то и это, и почему стоит воздержаться от того. Ценности — это не застывшее понятие. Когда меняется ситуация, могут меняться и ценности. Ценности поддерживают, скрепляют, обосновывают убеждения. Убеждения — это мнения, то, что позволяет нам составлять суждения о фактах, но не сами факты. Факты изменить сложно, они, как известно, упрямая вещь, а вот убеждения вполне подлежат изменению. Даже убеждения упрямых людей.
Пока вы в чем-то убеждены — для вас это правда. Даже если все вокруг убеждают вас в том, что вы заблуждаетесь. Это будет продолжатся до тех пор, пока вы не измените убеждения. Самые неприятные убеждения — ограничивающие. То есть, если вы убеждены в том, что не можете общаться с незнакомыми людьми, то вам действительно будет крайне сложно завести разговор с незнакомцем. Вы будете отчаянно стесняться, возможно, даже начнете заикаться. Это опасное убеждение. Оно мешает вам жить. Такие убеждения просто необходимо менять!
Следующий уровень — способности. Это то, на чем базируются убеждения и идентичность. Но идентичность и ценности также влияют на способности. Даже если вы потенциально способны на какое-то действие, но оно не вписывается в вашу идентичность и не соответствует вашим убеждениям, то вы не станете выполнять это действие. Если же вы уверены, что вы художник, а ваша цель — создание шедевра, то вы волей-неволей будете усиленно развивать свои способности в этой области. Если у вас нет ни слуха, ни голоса, то вряд ли вы будете называть себя певцом. Таким образом способности могут оказывать решающее влияние на идентичность.
Предпоследний уровень — поведение. Это внешнее проявление ваших способностей, ваших убеждений и идентичности. Поведению не слишком сложно научиться. С детства мы учимся хорошим манерам, учимся, подражая и находя свою собственную манеру. Поведение также может оказывать влияние на верхние уровни, но те, в свою очередь, куда больше влияют на него. Человек, который ведет себя уверенно, рано или поздно может и впрямь стать уверенным. А тот, кто на уровне идентичности осознает себя как человека волевого, несомненно и вести себя будет соответственно.
Последний уровень — окружение. Также как и все другие он влияет на верхние уровни и подвергается влиянию с их стороны. Человек, на уровне идентичности осознавший себя монахом-отшельником, будет всеми силами стараться создать себе соответствующее окружение, он уйдет в пустыню или в лес, перестанет общаться с людьми. И наоборот, вы наверняка не раз слышали, что тот-то прекрасный человек, подавал большие надежды, но окружение его загубило.