Все, что происходит вокруг нас, так или иначе, преобразуется в субъективные переживания, которые затем влияют на наши поступки, на нашу мотивацию, на наше состояние, в конце концов.
Наши переживания зависят не только от той информации, которую мы воспринимаем, но и от наших убеждений, от нашего предыдущего опыта, от настроения, наконец. Субъективные переживания — это эмоциональная оценка текущего положения.
Вечный вопрос: стакан наполовину полон или наполовину пуст, очень наглядно демонстрирует процесс интерпретации реальных событий в субъективные переживания. Два разных человека посмотрев на один и тот же предмет оценят его по-разному. Стакан здесь почти не причем. Просто один человек настроен на положительное восприятия, он убежденный оптимист и ему хочется думать, что стакан наполовину полон. Другой скептик и для него тот же самый стакан — полупустой.
Наши субъективные переживания — это, по сути, единственный способ оценивать мир, реагировать на него. Очень сложно найти что-то субъективное. Физические законы? Да, пожалуй. Но и их можно интерпретировать в соответствии со своими убеждениями.
Как бы нам, порой, не хотелось быть объективными, мы основываемся на своих субъективных переживаниях. Также и другие. То, что вам кажется непреложной истиной, для вашего собеседника может оказаться жуткой глупостью. И не потому что он дурак, а потому что он по другому мыслит.
Субъективные переживания поддаются изменению. Чуть дальше речь пойдет о рефрейминге — необходимейшем навыке для человека, желающего поменять привычные переживания на что-то новое, посмотреть на мир с другой стороны.
Когда вы общаетесь с кем-либо нельзя не принимать в расчет субъективные переживания вашего собеседника. Как он воспринимает ваши слова? Что они для него означают? Так ли он хочет общаться с вами, как вы с ним? Игнорирование чувств партнера ни к чему хорошему не приведет. В лучшем случае, вы просто ни до чего не договоритесь, в худшем — возникнет неприятнейший конфликт. Дальше вы узнаете, как можно понять и хотя бы отчасти почувствовать, какие переживания охватывают вашего собеседника, как подстроиться под него и добиться взаимопонимания.