Каждый человек способен к обучению, на этой способности основан весь человеческий опыт, его социализация, его коммуникативные навыки. И чем интереснее для нас исследуемый предмет, тем быстрее и проще он будет изучен.
В психологии, познавательной деятельностью, называют осознанную форму поведенческой активности, которая определяется личностными особенностями субъекта деятельности.
Замечено, что люди довольно часто учатся на своих ошибках, забывая при этом об успехах. Неприятные воспоминания оставляют в сознании глубокий след и поэтому воспоминания о них чаще всплывают в памяти. Выполняя какое либо дело, мы исполняем необходимые с нашей точки зрения операции, назовем это настоящим результатом, и сравниваем с тем, что должно получиться в идеале, то есть с результатом желаемым. В последствии это сравнение используется, как обратная связь, мы можем вновь приступить к действиям, чтобы уменьшить различия между желаемым и полученным результатами.
В НЛП принято относиться к телу человека, как к системе, которая функционирует по определенным законам. Считается, что человек способен не просто узнавать новое, а обучаться с очень высокой скоростью, так как по своей сути является биоэлектрохимическим устройством обработки информации.
В рамках традиционной педагогики, детей обучают многим предметам, большинство из которых они забывают. Проблема состоит еще и в том, что детей не учат тому, как надо правильно учиться. Как показывает опыт, способность к обучению, это умение более высокого логического уровня, нежели навык выполнения конкретных операций. В НЛП разработаны методики, позволяющие клиенту стать отличным учеником, то есть развить свои способности к обучению, не зависимо от изучаемого предмета.
Технику превращения неудачи, в обратную связь и рассмотрение ее, как поучительный опыт, разработал Роберт Дилтс. Замечено, что, испытав однажды сильный стресс, при упоминании о нем в последствии, человек будет испытывать сильные эмоции. Память о предмете или событии, вызвавшем такое состояние, будет вызывать у нас те же чувства даже спустя долгие годы. Такая зависимость скорости обучения от эмоциональной окраски изучаемого предмета, позволяет терапевтам оказать клиентам помощь в процессе ускоренного обучения. На этом свойстве человеческого восприятия основан ряд техник НЛП, направленных на ускорение развития познавательных процессов.