Человек является членом большего сообщества, в котором коммуникация является неотъемлемой частью существования. Не зависимо от нашего желания, нам приходится контактировать со многими людьми, а, учитывая важность межличностных отношений в жизни человека, необходимо уметь общаться с окружающими эффективно и корректно. Все то, что мы делаем в процессе коммуникации, позволяет собеседникам понимать наши умонастроения, потребности и убеждения. Для человека характерен такой уровень сознания, который позволяет многое понять о том, с кем ведется разговор, даже, если информация и не была преподнесена вербально.
Как известно, достаточно большая часть информации, передается с помощью взглядов, мимики и жестов, которые являются неотъемлемой частью общения между людьми. Коммуникация происходит не только благодаря тому, что мы говорим, но и тому, как мы произносим фразы, с каким выражением лица, какими тоном обращаемся к собеседнику. Такие невербальные сообщения, называются парасообщениями и значат под час больше, чем сама информация, которую стараются донести во время беседы, в словесной форме.
Произнося какую-либо фразу, следует учитывать ее значение в различных контекстах. К примеру, обычное приветствие: «как я вам рад», может заключать в себе различный смысл, в зависимости от того, к кому оно будет обращено, каким тоном произнести его, искренне или с сарказмом. От того, как мы используем парасообщения, зависит то, как окружающие воспринимают нашу речь, а следовательно, и на то, как они к нам будут относиться. Замечено, что многие люди, в первую очередь, обращают внимание на невербальные признаки, например, на манеру произносить фразы, или на тембр голоса, на мимику или жестикуляцию.
При общении необходимо учитывать данные явления, поэтому так важно, чтобы вербальные сообщения поддерживались соответствующими ему невербальными признаками. Необходимо наличие конгруэнтности в наших коммуникативных каналах, что позволит сделать общение убедительным и гармоничным. Конгруэнтность между нашими словами и тем, как мы их произносим, с точки зрения жестов и тональности голоса, сообщает окружающим о том, можно ли нам верить. Если неконгруэнтность очевидна, собеседник, скорее всего, не сможет нам доверять.
Учитывая вышесказанное, одной из первоочередных задач для тех, кто заинтересован в эффективной коммуникации, является принятие установки о конгруэнтности вербальных и невербальных сигналов.