Общение и способность человека к коммуникации является основой современного общества. С незапамятных времен древние люди передавали друг другу сигналы о возможной опасности, позднее разговорная речь получила широкое развитие и стала использоваться для любой коммуникации, во всех сферах человеческой деятельности. Впоследствии, во времена древней Греции, общение превратилось в своего рода искусство, преклонение современников вызывали мастера витиевато рассуждать, красноречиво вести беседы. В наше время способность эффективно общаться является основой успешного продвижения в мире бизнеса и гармоничного межличностного общения.
Общением называется специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Принято выделять три стороны межличностного общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная, которые взаимосвязаны между собой.
Коммуникативная заключается в обмене информацией между людьми. Интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми, таких как согласование различных действий, распределение функций, убеждение собеседника.
Перцептивная сторона общения включает процесс установления взаимопонимания на основе восприятии собеседниками друг друга.
Умение вести беседу, способность убедить оппонента, донести до него всю важность информации, является ценным качеством личности. Данные способности принято называть коммуникативной компетентностью. Сама коммуникация является процессом двухстороннего обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Чтобы процесс коммуникации проходил успешно, необходимо по мере продолжения общения, убеждаться, что ваш собеседник заинтересован, а тема разговора ему понятна и интересна. Коммуникативная компетентность это способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Если коммуникация проходит успешно, то для нее характерно достижение согласия между партнерами, лучшее понимание предмета обсуждения, что в свою очередь помогает скорейшему достижению целей и решению проблем. Коммуникативная компетентность это система внутренних качеств личности, необходимых для межличностного взаимодействия.
Подобно тому, насколько разнообразны ситуации, в которых мы общаемся, так же разнообразны и виды общения.
Наиболее формальный из них называется «контакт масок», который заключается в формальном общении. Используются маски вежливости, радости, участия, скромности и некоторые другие стандартные наборы выражения лиц, жестов или фраз. Подобный вид общения необходим в условия крупных городов или при большом скоплении людей, что дает возможность легче общаться с окружающими.
Следующий вид общения носит название примитивного, когда собеседники оценивают друг друга, как полезные или мешающие объекты. В том случае, когда присутствует возможность получения выгоды, общение продолжается, после осуществления желаемого наступает равнодушие, которое не скрывается от собеседника.
Другой вид общения называется формально-ролевым, он характерен для профессиональных или служебных отношений, когда разговор и его содержание регламентированы какими либо правилами, которые в данной ситуации нарушать не целесообразно.
Одним из видов является деловое общение, при котором профессиональные интересы ставятся на первое место, но, тем не менее, к личности собеседника проявляется уважение и заинтересованность.
Духовное общение по праву считается одним из наиболее позитивных видов, приносящих собеседникам взаимное удовлетворение. Оно основано на знании личности, интересов, убеждений собеседников, возможно понимание без слов, по мимике и жестам.
Следующим видом является манипулятивное общение, которое направлено на получение выгоды от собеседника, во время такой беседы, как правило, используются такие приемы, как лесть, обман, запугивание, выставляемая на показ честность или доброта.
Очередным видом является светское общение, во время которого обсуждаются строго определенные темы, используются фразы, не несущие эмоциональной нагрузки, которые являются этикетными в подобных ситуациях. Обсуждение важных тем не имеет смысла, так как данное общение беспредметно.
Изучая межличностное общение, психологи пришли к выводу, что коммуникация возникает даже тогда, когда люди не обмениваются фразами, общение может происходить и без слов. Замечено так же, что окружающие могут понимать и те «сообщения», которые мы не стараемся до них донести, что наши чувства, мысли, эмоции могут быть переданы невербально.