Три основные (первичные) способа мышления — с помощью звуков, картинок и ощущений — это только первый шаг. Потому как, описывая ранее увиденную картину, мы должны обозначить массу деталей: цветная ли она или черно-белая, далеко она или близко, движется ли она или статична… Таким же образом описывается и звук (высокий или низкий, громкий или тихий, близкий или далекий), и ощущения (острые или притупленные, сильные или слабые). Если определить точность направления своих мыслей, можно достигнуть гораздо большей точности внутри каждой системы. Подобные различия в НЛП носят названия субмодальностей.
Что такое субмодальность? Пусть каждая наша репрезентативная система будет модальностью, то есть способом восприятия мира. Тогда субмодальность — это те элементы («кирпичики»), из которых выстраивается наши восприятия, это то, из чего состоят звуки, ощущения и картинки.
Наиболее часто встречающиеся субмодальности
Визуальные
Ассоциированная (взгляд, обзор своими собственными глазами) или диссоциированная (взгляд, обзор себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух- или трехмерная). Местоположение (слева, справа, вверху или внизу). Расстояние до картинки. Яркость. Контрастность. Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер
Аудиальные
Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до источника. Длительность. Непрерывность или дискретность. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный).
Кинестетические
Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма.
Следует отметить, что данный список далеко не полный. Некоторые субмодальности иногда могут быть непрерывными или дискретными, а переживание может принимать ту или иную форму. Так, к примеру, картинка может складываться из образов, которые мы наблюдаем со стороны, и из образов, которые мы видим от первого лица. Но большая часть субмодальностей видоизменяется постепенно.
Часто эти субмодальности присутствуют в наших выражениях. Они красноречиво выражают то, как работает наш мозг. Эти элементы можно рассматривать как операционный код нашего мозга, поскольку нет ни одного переживания, которое бы не имело субмодальную структуру. Однако эта структура часто не осознается нами. Она не осознается до тех пор, пока мы не обратим на нее сознательного внимания.
Самое интересное свойство субмодальностей — наша реакция на их сознательное изменение. Некоторые субмодальности при изменении не оказывают никакого эффекта. Другие же при изменении формируют совершенно иную картину, и это их изменение полностью меняет наше отношение к тому или иному переживанию. Происходит это, потому что воздействие и смысл наших воспоминаний — это сумма небольшого числа критических субмодальностей (критические те, которые при своем изменении формируют новую картинку, некритические — те, что при изменении не оказывают никакого влияния на переживания), но не содержания.
Событие происходит и… заканчивается. Мы не имеем возможности открутить время назад и изменить его. Но после того, как оно произошло, мы все равно реагируем. Однако, уже не на само событие, а на собственное воспоминание о нем, а это воспоминание может быть изменено.
Изменение субмодальностей — это предмет субъективного переживания, его трудно передать словами. Наши эмоции приходят к нам откуда-то, причина их появления может не осознаваться. Но даже если наши эмоции — кинестетические репрезентации (у них есть интенсивность, вес, локализация), то все равно у них есть субмодальности, которые могут быть изменены.
Ключи доступа, репрезентативные модели, субмодальности — это важные «кирпичики», из которых стоится наш субъективный опыт. Именно поэтому у каждого из нас картины мира настолько отличаются. Ведь каждый человек имеет свою предпочитаемую репрезентативную модель, потому воспоминания кодируются по-разному с помощью различных субмодальностей. При этом очень удивительно, что когда мы используем язык для общения, мы умудряемся понимать друг друга.