У каждого из нас когда-либо случалось так называемое состояние «ступора», когда на ум не приходит ни одной стоящей мысли. Лучший способ вывести хорошую идею — получить много идей. Абсолютно новые идеи встречаются очень редко, но зато существует множество идей, которые можно, взяв из определенного контекста, приспособить к другому контексту.
Проблема в том, что есть 4 основные препятствия, которые ограничивают творческое мышление. Препятствие первое заключается в том, что привычные процессы ограничивают перспективу (когда мы выполняем сходные операции, мы перестаем фантазировать, процесс происходит по отлаженному алгоритму, в результате мы не имеем возможности взглянуть на проблему по-новому, а надо бы). Препятствие второе — нахождение «во времени», то есть человек полностью поглощен тем, что он делает и не тратит время на обдумывание. Препятствие третье — частое использование ограничивающих убеждений («Я не смогу этого сделать», «Это нереально» и т. д.); если вы заметили за собой такую привычку, лучше замените ограничивающие убеждения на убеждения, которые будут вас поощрять и приободрять. Препятствие четвертое — использование языка действий. Здесь важно понимать, что можно различить язык действий и язык вопросов. Язык действий заключен в диалоге, который ведется на темы «действовать», «достигать», анализировать«, «оценивать», «делать». Язык вопросов — это язык любопытства, он менее конкретен, поскольку связан с созерцанием, воображением и возможностями. Важно правильно выделять время, чтобы оба этих языка были задействованы, чтобы у вас появилось время на обдумывание, любопытство.
Теперь от проблем, которые могут возникать при творческом мышлении, перейдем к рефреймингу. Понятие «рефрейминг» происходит от английского «frame», что в переводе означает «придавать форму», «обрамлять». С концептуальной же точки зрения это означает «вставить в новую раму ту же картину, вставить в ту же раму новую картину или заново сформулировать, по-новому приспособить что-либо».
В основе процесса рефрейминга лежат базовые принципы НЛП, которые заключаются в следующем:
Любая реакция, симптом, поведение изначально носят защитный характер, потому изначально все они являются полезными. Вредными же они становятся в том случае, когда используются в неподходящем контексте (то есть в том, который не соответствует ситуации).
Каждый человек имеет свою индивидуальную модель мира, которую можно изменить.
Каждый из нас обладает скрытыми ресурсами, которые позволяют изменить и субъективный опыт, и субъективное восприятие, и, как следствие, субъективную модель мира.
Метод рефрейминга позволяет работать с содержанием проблемы. Он позволяет изменить отношение человека к проблеме, к чему привлекаются скрытые ресурсы. В процессе рефрейминга реорганизуются внутренние психологические процессы человека.
Но прежде, чем перейти к самому рефреймингу, рассмотрим немного теории. Часто в НЛП используется такое понятие, как «часть». Под ним подразумевается часть личности (субличность). Эта субличность отвечает за то или иное поведение, за конкретный симптом. Естественно, как таковой части выделить нельзя, это всего лишь прием, приводимый для удобства, он позволяет добиться поистине грандиозных результатов, снижая насыщенность переживаний. «Часть», как таковая, выделяется для того, чтобы облегчить работу с ней, ей можно задавать вопросы, от нее можно услышать ответы на вопросы… При этом ответы могут поступать как в виде картинок, так и в виде слов, звуков, образов, кинестетических ощущений.
Принято различать несколько техник рефрейминга — шестиступенчатый рефрейминг, контекстуальное переоформление (оно заключается в отыскивании подходящего контекста, который бы подошел для определенного поведения). Наиболее же часто на практике применяется шестиступенчатый рефрейминг, его мы и рассмотрим. По сути, данный процесс представляет собой работу с подсознанием. Наиболее частое применение шестиступенчатого рефрейминга — работа с вредными привычками, фобиями, девиантными формами поведения, такими как суицид, навязчивыми состояниями.
Итак, техника рефрейминга. В идеале процесс рефрейминга должен проводиться при наличии квалифицированного терапевта.
Необходимо определить болезненный симптом, синдром, нарушение поведения.
На этом этапе необходимо войти в контакт с «частью», которая ответственна за формирование и проявление данного симптома.
Закройте глаза, постарайтесь сосредоточиться на своих внутренних ощущениях и мысленно задайте себе вопрос: «Хочет ли часть меня, которая создает данный симптом (нежелательное поведение — головную боль, беспокойство, бессонницу, навязчивый страх) говорить со мной?» После чего необходимо внимательно следить за возникающими ощущениями.
Терапевт в это время должен внимательно следить за различными внешними невербальными проявлениями пациента (резкие движения, новые позы, мимические проявления). Чтобы эффект был наилучшим, необходимо заранее обговорить с пациентом условный знак, который он подаст, войдя в контакт со своей «частью» (движение руки, кивок головы).
До начала сеанса терапевт должен объяснить пациенту, что целостное «Я» состоит из множества частей, каждая часть отвечает за что-то конкретное, каждая из частей призвана приносить пользу, но при определенных условиях эта часть способна трансформироваться во вредный или нежелательный симптом.
Далее необходимо отделить симптом (или нежелательное поведение) от мотива (или намерения). То есть необходимо выяснить, для чего изначально возникла «часть» — например, чтобы не попасть под автомобиль, чтобы не упасть с высоты, чтобы не заразиться.
Постарайтесь найти новую «часть», новый способ, которая бы могла удовлетворить это намерение. Допускается, что будет найдено 2-3 новых способа. Чтобы их найти, обратитесь к своему внутреннему «Я», точнее, к его творческой части.
Если вы не находите внутри себя творческую часть, создайте ее. Для этого нужно вспомнить те ситуации, когда вы были способны к творчеству. Если попытка удалась, терапевт должен поставить якорь.
Если пациент утверждает, что никогда не был способен к творчеству, терапевт должен попросить пациента, чтобы тот вспомнил человека, которого он уважает и который способен к творчеству. Пусть пациент любыми способами (визуально, аудиально, кинестетически) представит себе этого человека, и попросит его найти 3 хороших способа, которые помогут реализовать изначальное намерение.
Теперь пациент должен предложить своей части, которая ответственная за симптом, использовать эти способы для реализации намерений. Это делается с помощью внутреннего диалога с частью. Пример, «согласна ли ты, что эти новые возможности для меня более полезны и удобны?», «согласишься ли ты использовать их вместо старых?».
На этом заключительном этапе производится экологическая проверка. Спросите себя, согласны ли все оставшиеся части «Я» с заключенным договором. Если возникли возражения, начните процесс сначала, но прежде выясните, почему возникло возражение и отделите его от намерения. Если же все части согласны, процесс рефрейминга считается завершенным. Теперь остается дожидаться результатов.