В случае с искажением информации существует некая причинно-следственная связь. Под искажением информации подразумевается изменение данных, которые были получены в какой-либо жизненной ситуации. Это искажение позволяет нам с ужасом вспоминать и с неудовольствием рассказывать об отпуске, проведенном на турбазе, как нечто сплошь состоявшее из укусов насекомых и прочих неудобств. Роль искажений заключается в приспособлении мира к нашей картине. То есть мы видим и слышим то, что для нас имеет значение в соответствии с нашей интерпретацией мира. То, что мы слышим, видим и ощущаем, определяется нашим внутренним опытом и ожиданиями.
На самом деле проблема искажений достаточно глобальна. Первое искажение информации происходит на фазе восприятия. Та сенсорная информация, которая попала посредством наших органов чувств, запоминается нами в виде внутренних репрезентаций. Затем эта информация накапливается, а по мере ее накопления появляются обобщающие слова. При этом мы запоминаем не только то, что нами было воспринято, но и то, что было внутри нас на тот момент. Скажем, когда мы услышали что-либо (не важно что, какую бы то ни было информацию, касающуюся конкретной темы) и при этом в данной ситуации испытывали эмоциональный подъем, мы будем ассоциировать услышанные слова с хорошим настроением.
Затем, когда мы попадаем в схожую ситуацию, слышим что-то похожее, мы искажаем эти ситуации в соответствии с уже накопленным опытом. То есть, создаем себе «пророчества», исключая возможность новизны и уникальности ситуации.
Само по себе искажение заключается в смещении акцентов восприятия сенсорных данных, при том, что наше уже построенная модель реальности остается неизменной. Так, если человек уверен в том, что вокруг него только враги и конкуренты, он будет видеть и слышать то, что хочет… То есть, чтобы ему ни сказали, он будет слышать фальшь и ложь.