Конгруэнтность — такое состояние, при котором все внутри человека находится в полной гармонии и согласии. При этом, на что бы не было направлено ваше внимание, оно ничем не отвлекается, то есть вы полностью поглощены текущим процессом и ничто вас не беспокоит, ни что вам не твердит «надо скорее заняться делами», «тебе пора бежать на встречу» и т. д. Ни одна ваша внутренняя часть не пытается заставить вас сменить позу, потому что, к примеру, затекла нога.

Заметьте, что конгруэнтность характеризуется отсутствием модальных операторов, то есть никакие «могу», «должен», «хочу» не вмешиваются в ваши занятия. Можно сказать, что все модальные операторы слились вместе, сосредоточившись на настоящем моменте, и, исключив из него все то, что к нему не относится.

В состоянии конгруэнтности полностью отсутствует конфликт между альтернативными желаниями и возможности. В этом состоянии не нужно принимать какие-либо решения, рассматривать различные варианты и что-то дополнительное совершать. Это состояние в высшей степени приятно и комфортно.

Однако, ежедневно мы стоим перед какими-либо альтернативами, сталкиваемся с необходимостью выбирать что-либо. При этом наши собственные многочисленные потребности и желания создают все предпосылки для появления состояния неконгруэнтности. К примеру: «Следует ли мне позвонить, поесть или продолжить чтение данной статьи…»

Больше всего в конгруэнтности нуждаются люди, которые постоянно находятся в состоянии внутренней борьбы: борьбы с самим собой, борьбы за те возможности, которые одна ваша часть находит очень важными, а другая относится к этим желаниям как к чему-то несерьезному. То есть, к примеру, одна ваша внутренняя часть хочет купить шоколадку, бутылку пива или пирожное, желает поговорить с кем-то, но другая часть осознает нежелательность по каким-либо причинам этих действий и последствий или же считает, что есть другая возможность, которая предполагает большее удовольствие.

Мы начинаем стремиться к конгруэнтности, когда нами овладевает на долгое время неконгруэнтность. В подобных ситуациях ценность конгруэнтного состояния очевидна, поэтому в НЛП разработаны специальные методы, которые позволяют разрешать внутренние конфликты. Но постоянное состояние конгруэнтности является, как и противоположное ему состояние, нежелательным. Представьте себе, что было бы, если бы мы пребывали в постоянной конгруэнтности… Ну, к примеру, совершенно невозможно было бы рассматривать то, чем мы заняты в настоящий момент, и то, чем мы хотели бы заняться.

Выбор альтернативы включает в себя также процесс сравнения, мы определяем тот вариант, который подойдет нам в большей степени. А для того, чтобы осуществить сравнение, необходимо, чтобы мы стали неконгруэнтны хотя бы на какое-то время. В состоянии же постоянной конгруэнтности мы никогда не сможем сделать новый выбор, научиться чему-то новому, посмотреть в будущее или мысленно перенестись в прошлое. В результате состояние абсолютной конгруэнтности вызывает застой, полную зависимость от внешних обстоятельств.

Поэтому следует учитывать, что настоящее удовлетворение способно принести лишь равновесие между конгруэнтностью и неконгруэнтностью. С помощью конгруэнтности мы можем на какое-то время погрузиться в то или иное переживание, а неконгруэнтность позволяет нам рассматривать бесконечное количество возможностей, последствий, вариантов. А чтобы поддержать баланс между этими двумя состояниями, следует понять и изучить обе составляющие этого равновесия, учиться распознавать признаки дисбаланса и уметь восстанавливать это равновесие.