Мотивация — это приведение доводов в пользу какого бы то ни было действия (или бездействия). Когда предстоящий шаг человеку приятен, то никаких дополнительных причин для его осуществления не нужно. Достаточно, что его хочется сделать. Проблемы возникают тогда, когда нужно совершить неприятный поступок. Как найти такие побудительные причины, которые заставят человека сделать то, что ему не слишком приятно?

Здесь огромный простор для проб и ошибок. Часто мотивация бывает столь далека от идеальной, что человек просто не в состоянии выполнить поставленную перед ним задачу. Ошибки мотивации могут быть нескольких видов. Могут быть неправильно определены базовые ценности человека (ваши или того, кого вы хотите мотивировать). Затем ошибка может быть в формулировке побуждающего мотива (негативные фразы, «чтобы не…»). Кроме того, можно неправильно связать побуждающий мотив со стимулом (действие вовсе не является необходимым для достижения цели).

Давайте посмотрим, что будет, если неправильно определить приоритеты мотивируемого. Представьте, в жизни для вас главное — семья. Вы работаете для того, чтобы обеспечить себя и своих близких необходимыми материальными благами. И вот вам нужно сделать что-то для того, чтобы продвинуться вверх по карьерной лестнице. Если в качестве побудительной причины вами или вашим начальником будет предложено повышение социального статуса, уважение коллег, возможность расти дальше и добиваться успехов (заманчивые перспективы, не правда ли?), то этого (не удивляйтесь) может оказаться недостаточно. Просто потому, что как бы прекрасны не были эти перспективы, они практически ничего не дают вашей семье. Если же за то же действие вам будет обещан отпуск с родными где-нибудь у теплых морей, то, возможно, вы возьметесь за дело с большим энтузиазмом.

Теперь возьмем ошибку в формулировке. Здесь могут быть две ошибки: во-первых, вы можете использовать фразы-отрицания (что, в принципе не смертельно, но все же нежелательно), во-вторых, вы можете в качестве побудительной причины использовать нереалистичные сравнении, вроде: «я должен это сделать, потому что так будет лучше». Лучше для кого? Для вас? Для соседа? Для дикарей из племени тумба-юмба? Лучше по сравнению с чем? С тем, что есть сейчас? С тем, что будет, если вы этого не сделаете? С ситуацией, когда мир обрушиться вам на голову? Лишенные конкретности сравнения, использованные в формулировке мотива, могут отбить у вас желание что-либо делать.

Наконец, последнее. Мотив и действие мало связаны между собой. Ну, например, если вам скажут: «Нужно чистить зубы, чтобы пятки были здоровыми», вряд ли вы при боли в пятке тут же броситесь к зубной щетке. Причина, по которой вы должны выполнить то или иное действие, должна находится в очевидной взаимосвязи с ожидаемым следствием. Иначе вы не сможете (или не захотите) сделать то, что нужно. Возможно, действие, необходимость которого вы мотивируете неправильно, на самом деле и не нуждается в исполнении, но часто случается, что из-за ошибок вы отказываетесь от решения полезной задачи.

Особый род ошибок мотивации — это ошибки в истолковании причин, побудивших кого-то из ваших близких совершить тот или иной поступок. Неправильно поняв мотивы окружающих, вы можете попасть в неловкую ситуацию. Не верите — можете пересмотреть любой фильм. Наверняка там вы обнаружите несколько примеров таких ошибок.

Мотивация — это немаловажная часть нашей повседневной жизни, поэтому стоит уделить некоторое внимание ее верности и четкости. Это может избавить вас от множества проблем.