Одно из важнейших понятий НЛП — ключи доступа. Что это такое? Как их можно изготовить? И для чего они нужны? В этой главе мы попытаемся ответить на эти вопросы.

В 70-х годах, когда Бэндлер и Гриндер стали изучать паттерны движения глаз человека, они обнаружили, что те очень четко соотносятся с мыслительными процессами, происходящими в этот момент в мозге. Эти паттерны затем были превращены в модель, которую и называют ключами доступа.

Казалось бы — какая глупость! Какая связь между тем, куда я смотрю и о чем думаю? Оказалось, что связь самая прямая. Наши глаза невольно выдают наши мысли. Хотя, что же здесь удивительного: уже давным давно известно, что «глаза — зеркало души»! Движение глаз — не единственный ключ доступа. Дыхание, позы, движения также могут служить паттернами доступа.

Для чего нужны ключи доступа? Вы, наверное, слышали, что всех людей условно можно разделить на три группы: визуалов (тех, кто мыслит картинками), аудиалов (тех, кому удобнее думать звуками) и кинестетиков (тех, для кого решающую роль играют запахи и ощущения). Тип человека влияет на то, как он воспринимает информацию. Зачем это знать лично вам? Чтобы суметь вовремя подстроиться, найти общий язык, чтобы человек принял вас за «своего».

Давайте рассмотрим некоторые конкретные ключи доступа. Обратите внимание, что все ниже перечисленное характерно для большинства правшей (то есть для тех, у кого доминирующим является левое полушарие).

Если человек смотрит вверх и вправо, то это чаще всего означает, что он конструирует образ. Например, думает, как бы вы выглядели, если бы у вас были усы и бакенбарды.

Если ваш собеседник обращает свой взор налево вверх, то он, вероятно, вспоминает какую-то картинку. Ну, например, пытается определить, кого это вы ему напоминаете, и перебирает в памяти лица всех своих знакомых.

Если взгляд направлен горизонтально вправо, то это сожжет означать, что человек конструирует речь. Положим, продумывает, что бы ответить на вашу предыдущую реплику.

Если же собеседник смотрит горизонтально и налево, то он вспоминает некий слуховой образ. Вполне возможно, что это нечто короткое, мелодичное, часто слышанное ранее. Например, когда человек пытается вспомнить песенку, которую утром слышал в маршрутке.

Взгляд направленный вправо вниз может означать, что человек погружен в свои чувства, переживания. Может быть, он пытается определить, что он сейчас ощущает по отношению к вам или, напротив, окончательно определился и теперь наслаждается этими чувствами.

Когда взгляд обращен вниз и налево, это означает, что человек ведет с собой внутренний диалог. Ну, например, так:

Не нравиться мне этот тип! Может, я пойду, ну его?
Нет, он, конечно, не душечка, но ведь умный собеседник. Может что-то полезное сказать. Надо еще немного с ним тут пообщаться
Да что он скажет полезного?! Вон глаза как злобно сверкают! Э-эх!
Нет, все-таки я, пожалуй, останусь… Уйти всегда успею и вообще…
Часто обрывки такого диалога могут слышать и окружающие. Замечали ведь, наверное, идет человек и что-то бормочет себе под нос.

Закрытые глаза чаще всего означают вкус и запах. Хотя далеко не всегда. Зачастую люди могут и с закрытыми глазами думать о том же, о чем с открытыми. В таком случае стоит понаблюдать за движениями глазных яблок под веками.

Дыхание тоже может показывать на определенные способы мышления. Так, например, когда дыхание человека становится поверхностным, а то и вовсе замирает, это может означать, что он конструирует какие-то новые образы или вспоминает картинки, виденные прежде.

Поза может быть очень полезна при определении паттерна доступа. К визуальной информации проще получить доступ, когда спина выпрямлена, подбородок поднят, глаза смотрят вверх, дыхание поверхностно. Чтобы получить доступ к чувствам, человек может опустить плечи, наклониться вперед, дышать глубже. Слушая, люди часто наклоняют голову в сторону. Часто позы почти не различимы. Человек едва-едва отклоняется от обычной позы. Но заметить это все же можно, таким образом, получив доступ к обычно скрытой информации.

Как вы можете обнаружить ключи доступа каждого конкретного человека? Попробуйте задать ему несколько несложных вопросов. Как вы, наверное, понимаете, лучше делать это невзначай и незаметно отмечать реакцию собеседника. Спросите у собеседника его мнение по поводу того, пойдут вам усы или нет, поинтересуйтесь, как выглядел его выпускной костюм, спросите у него о значении какого-нибудь абстрактного понятия, например, что такое любовь и т. д. Отвечая на эти вопросы, он выдаст себя с головой, и вы сможете исподволь составить свое представление об это человеке. Затем вы можете определить, к какому типу относя человек. Также невзначай задавайте вопросы, ответы на которые подскажут вам способ мышления собеседника. Вы можете сказать, что потратили целых три часа (покажите при этом два пальца) на то, чтобы решить какой-то вопрос. Потом переспросите: «Вы не помните, что я сказал по поводу этого? Я, кажется, ошибся…» Если собеседник отреагирует на зрительный образ, то есть кажет, что вы сказали два часа, значит он более склонен воспринимать информацию зрительно, если же он ответит три — значит для него важнее звуки. То же самое можете сделать, задавая вопросы с несоответствием чувств и слов, изображения и чувств.