Наш мир всегда обрамлен в рамки нашего восприятия. В нем нет почти ничего объективного. Все зависит от нашей точки зрения, от того, какую позицию мы выберем. Еще достославный Вильям Шекспир говорил, что «нет ни хороших вещей, ни плохих — наше мышление делает их такими».

Рефрейминг — это смена рамки. С его помощью можно изменить свой мир. Любое событие может превратиться из негативного в позитивное (и наоборот, разумеется). Это универсальный способ управления мнениями. Часто бывает, что достаточно сменить рамку, чтобы создалось ощущение, что изменилось вся картина.

Представьте, с вами случилась неприятность. Начальник сделал вам серьезный выговор. Как можно относиться к этому? Ну, разумеется, обругать начальника, сказать себе: «Я и так на него за копейки работаю, а он…» Или еще, замечательный, очень продуктивный вариант — впасть в продолжительную депрессию, на тему: «я неудачник». Это, конечно, доставит вам немалое удовольствие, но принесет ли пользу? Вряд ли. А можно решить, что да, в этот раз у вас что-то не получилось. Значит нужно больше работать, обращать внимание на замечание, внимательнее относиться к своей деятельности. При таком отношении даже неприятности будут приносить пользу. А еще, возможно, это событие подвигнет вас на поиск нового, более удачного места работы. Или на пересмотр своих отношений с начальником.

Итак, рефрейминг — полезнейший инструмент. Но как им пользоваться? С какой стороны подойти к нему?

Рефрейминг бывает двух видов: контекста и содержания.

Рефрейминг контекста
Люди часто сетуют на то, что их поведение ошибочно, и они ничего не могут с этим поделать. (Например, человек говорит: «Я слишком стеснителен» или «Я раздражителен»). Но поведение, которое в одной ситуации будет в корне неверным, в другой окажется единственно возможным. Попробуйте придумать обстоятельства, в которых неприятное вам поведение окажется полезным. Допустим, вы стеснительны. Не можете легко и свободно разговаривать с незнакомыми людьми, не можете до хрипоты отстаивать свою точку зрения. Что ж, это неприятно, но представьте ситуацию, когда все кричат, ругаются, а вы, в силу своей стеснительности молчите, сохраняете нейтралитет, а, следовательно остаетесь в хороших отношениях со всеми спорщиками. Или другой пример. Если вы начнете на улице петь, то вряд ли вас поймут правильно. В лучшем случае, посмотрят косо и покрутят пальцем у виска. Но если вы запоете в хорошей компании, под гитару у костра, то это будет более чем своевременный поступок. Следовательно, когда вы чувствуете, что ваше поведение неверно, попробуйте представить себе ситуацию, когда оно будет уместно, а затем вернитесь к текущей ситуации и подберите подходящее поведение.

Рефрейминг содержания
Это изменение отношения к существующему факту. Вы наверняка им не раз неосознанно пользовались. «Мой рост всего 155 см, — скажет молодой человек.- Я очень юркий, милый и компактный. Разве это не здорово?» И это вместо того, чтобы всю жизнь сокрушаться по поводу своего малого роста. Этот вид рефрейминга регулярно используют политики. Прислушайтесь внимательно. Например, повышение цен политик, который к этому причастен, назовет свидетельством развития рынка и роста покупательной способности граждан, а значит и показателем увеличения благосостояния граждан. Драгой (противник первого) будет утверждать, что это следствие недальновидности действующих властей, результат неразумной экономической политики и т. д. Сам факт от этого не меняется: цены, так или иначе, выросли, а вот отношения к нему прямо противоположные. И, что самое интересно, нельзя с уверенностью сказать, какое более правильное. Единственное, вы можете выбрать то, которое нравится лично вам.

Каким должен быть эффективный рефрейминг? Во-первых, чем новее, неожиданнее подход, тем больше у него шансов подействовать. Но при этом, новый взгляд должен затрагивать уже существующие ценности и интересы. Во-вторых, рефрейминг должен быть быстрым. Не успела возникнуть подходящая ситуация, а вы ей раз и непривычную рамочку подобрали. Может быть, вы при этом попадете пальцем в небо. Не исключено, что это будет совсем неподходящая рамка, но ведь вы уже настроились на правильную волну, стали смотреть на вопрос с другой стороны, значит, и подходящую точку зрения найдете.

Рефрейминг используется во многих областях человеческой деятельности. Как уже говорилось выше, горячие его фанаты — политики. Кто еще? Близкие к политикам рекламисты тоже вынуждены снова и снова прибегать к рефреймингам, чтобы рекламируемые продукты оставались интересными и востребованными. В рекламе, зачастую используется рефрейминг в самом прямом смысле: нужная информация обрамляется рамкой, которая привлекает к ней внимание. Анекдоты — это часто очень яркие примеры рефрейминга. Например: «Не придавай значения сегодняшним неприятностям. Завтра у тебя будут новые!» Все великие ученые в совершенстве освоили рефрейминг (хотя вряд ли они знали, что это так называется), без него не состоялось бы ни одно из открытий.

Помните, что вы всегда обладаете свободой выбора. Даже если обстоятельства находятся вне вашего контроля, вы всегда можете поменять ваше отношение к ним. Ведь именно в этом и заключается свобода. Не позволяйте окружающему миру диктовать вам свои правила, зачастую для вас невыгодные.

Это не значит, что рефрейминг — идеальный выход из любой сложной ситуации. Если есть возможность изменить обстоятельства в свою пользу, то почему бы этого не сделать? Но если такой возможности нет, то зачем же попусту страдать?