Теоретические корни НЛП уходят в кибернетическую теорию коммуникации Г. Бейтсона. Существенной чертой этой модели являлась попытка дополнить интрапсихические концепции психических нарушений их интерперсональными аспектами. Очень долгое время доминировали мыслительные фигуры Фрейда: поведение и переживание, которые значительно отличаются от общепринятых норм, можно интерпретировать как выражение как исходящие из бессознательного конфликта и неосознанных желаний человека. Однако Бейтсон был с этим категорически не согласен. Он считал, что поведение и переживания людей — это результат конкретных социальных процессов. А теорию Фрейда (которую он часто иронически называл психо-теологией) он считал собранием домыслов, которые опираются на недопустимое овеществление конкретных процессов.

Так, с точки зрения НЛП депрессию можно описать как петлю между внутренним диалогом и чувством. То есть, когда человек находится в состоянии депрессии, у него внутри как бы происходит следующий диалог (точнее цепь мыслей): «Почему все настолько безнадежно?», «Я просто больше так не могу!», «Что мне теперь делать?»… Здесь нет никакого элемента, который мог бы прервать эту цепочку… Потому такая модель не годилась…

Следующая выбранная техника в рамках НЛП могла быть описана как процесс, в котором нежелательное актуальное состояние (та же депрессия) деформируется в желаемое состояние. Это желаемое состояние и является целью терапии. Здесь на первый план выходит не анализ, а терапевтические интеракции. Такая терапия включала три компонента: 1) ориентир на процесс описания исходного состояния; 2) ориентир на процесс описания желаемого состояния; 3) ориентир на процесс, точнее его описание, который приведет к достижению желаемого состояния. Но в данной модели было непонятно, как должно выглядеть соответствие внутренних и коммуникационных процессов.

только зарегестрированые пользователи способны прочитать эту статью полностью