Каждый человек неповторим и уникален. Познавая окружающий мир, взаимодействуя с ним, он придерживается того стиля поведения, который характерен именно для него. Согласно одной из пресуппозиций, утверждающей, что «карта не является территорией», действия каждого человека основаны на его «карте». Следовательно, и информацию, поступающую из окружающего мира, он обрабатывает свойственным только ему, индивидуальным способом. В зависимости от присущих им, врожденных наклонностей, разные люди будут по разному кодировать свой опыт. Кто-то асоциированно, то есть в своем теле, а кто-то дисоциированно, то есть вне тела, наблюдая за собой как бы со стороны. В зависимости от ведущего типа восприятия, одни составляют свою «карту» из звуков, а другие, из кинестетических ощущений. Учитывая данные явления, необходимо осознавать, что каждый человек создает свою карту реального мира различными способами, и это так же неоспоримо, как различие «карты» и «территории». Необходимо относится с уважением к праву другого человека иметь свой взгляд на окружающий мир, к его возможности быть ответственным за свои поступки. Относясь с пониманием к моделям окружающего мира, которые свойственны другим людям, психолог, подчеркивает свое уважение к клиенту, как к личности. Как правило, с таким специалистом легче устанавливается контакт, ему проще доверяют свои проблемы.

Установление доверительных отношений с клиентами, для многих практикующих психологов, процесс сложный, находящийся на грани «профессионального риска». Если коммуникатор не уважает «карту» другого человека, даже если в ней явные недочеты и ошибки, то возникает опасность отгораживания клиента, его замыкания в собственном мире, нежелание открыть его для психолога. В результате, все попытки изменить устоявшиеся взгляды и стереотипы, окажутся напрасными. Критично относясь к модели мира другого человека, специалисту будет трудно подробно его выслушать, уделить достаточное внимание мелким деталям прошедшей жизни. Часто, в такой ситуации, психолог начинает указывать на ошибки, старается навязать клиенту «разумное решение проблемы», вызывая тем самым сильную защитную реакцию.

В НЛП принято относиться к проблемам и потребностям клиентов, обратившихся за психологической помощью, с сочувствием и пониманием. Общение начинается с позиции уважения к другому человеку и его «карте». Даже, если коммуникатор не согласен с точкой зрения клиента, это не должно повлиять на уважение и сочувствие к нему. Понимание другой модели окружающего мира, позволяет установить раппорт и получить возможность наиболее эффективно оказать психологическую помощь.