Одним из важнейших качеств, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире и развиваться, являются индивидуальные навыки, которые вырабатываются у него с раннего детства. Согласно теории НЛП, они являются результатом совершенствования использования репрезентативных систем, а так же установления их последовательности.

Как известно репрезентативные системы являются основой нашего поведения. Познавая окружающий мир, мы используем пять органов чувств, которые зависят от разнообразных рецепторов нашего организма. И хотя их количество достаточно велико, мы в основном используем зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и обонятельные рецепторы. На основе знания о них, были введены такие понятия, как модальности, которые наиболее важны для человека, при получении информации и последующего восприятия действительности. Эти сенсорные модальности в НЛП принято называть репрезентативными системами. С их функционированием и программированием связано развитие индивидуальных навыков человека. Если более детально рассмотреть данный вопрос, то весь человеческий опыт связан с сенсорными модальностями или, другими словами, репрезентативными системами.

По мере развития, человеческий организм получает сведения об окружающем его мире с помощью ощущений, затем перерабатывает их и сохраняет в памяти. Дальнейшее использование полученных данных, превращает их в знания, необходимые для создания навыков. Способность человека последовательно использовать такие элементы, как образы, звуки, тактильные ощущения, с тем, чтобы совершать определенные действия, называется стратегией.

Знание различных стратегий, и того, как мы получаем, сохраняем, обрабатываем информацию, необходимо практикующему психологу. В первую очередь это нужно для установления раппорта, играющего важную роль для оказания эффективной психологической помощи, которая заключается в изменении психологического сознания клиента. В НЛП понятие раппорт включает в себя ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, доверия, которое создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением, другими словами это состояние эмпатии или восприятие из второй позиции.

Чтобы лучше рассмотреть репрезентативные системы, в НЛП используются понятия субмодальностей и стратегий.

Субмодальности являются одними из основных компонентов деятельности головного мозга, они представляют собой характеристики ощущений, свойственных для определенной репрезентативной системы, можно сказать они являются показателями качества наших репрезентаций. Их понятие связано с одним из основных способов нервной системы, то, как она программирует наши эмоции, действия и навыки. Учитывая, что в нашем сознании мы осуществляем репрезентацию окружающей нас действительности в основном с помощью зрительных, звуковых и тактильных ощущений, надо не забывать, что языковая модальность занимает более высокий логический уровень по сравнению с чувственными, так как слова являются обозначениями образов, звуков и тактильных ощущений.

Стратегии это не менее важное понятие, являющееся наряду с субмодальностью, вторым ключевым компонентом в НЛП. Стратегия дает план получения определенного результата, описывая последовательность использования репрезентативных систем. Роберт Дилтс в своей книге утверждает: «Все наше видимое поведение контролируется стратегиями внутренней обработки». Он считал, что мозг обладает стратегией образования всевозможных видов опыта, среди которых мотивация, образование, преподавание, любовь, ненависть и многочисленные другие формы поведения. Чтобы элементы опыта привели к определенному результату, необходима определенная стратегия по отношению к любому их множеству. Основные из наших стратегий формируются преимущественно в детском возрасте, причем последовательность использования репрезентативных систем, приводящих к определенному результату, усваиваются нами бессознательно. В последствии, для получения необходимого результата, мы распространяем эту стратегию на различные жизненные обстоятельства.