К характеристикам субмодальностей относятся яркость, контрастность, цветность, расстояние, форма (если говорить о визуальных субмодальностях), интонация, тембр (если об аудиальных), сила ощущений, их направленность, характер и т. д. (если говорить о кинестетических). Но сознания всеми этими характеристиками пользуется нечасто. Наше сознание в основном использует 2-3 субмодальности, экономя наше время на восприятие ситуации.

Например, при визуальном сравнении характеристики, которые используются, — расстояние и цвет. Когда образ приближается к нам, возрастает и значимость картинки. При этом, чем больше красок в этом образе, тем большее значение приписывается ему. Так же, когда мы что-либо слышим или чувствуем, мы оцениваем это по 2-3 характеристикам, которые при изменении воздействия сменяются на другие.

Попробуйте провести следующий эксперимент: вспомните какое-либо приятное событие, попытайтесь ассоциировать себя с ним, убедитесь, что вы наблюдаете за событием своими собственными глазами, а не со стороны. Прислушайтесь к своим ощущениям. Затем диссоциируйтесь — посмотрите на событие со стороны, как будто вы не имеете к этому событию отношения. Отметьте, какие изменения произошли в вашем отношении к событию. При этом вами будет замечена особенность, что при диссоциации приятное событие утратит свою прелесть, а не приятное не будет вызывать негативных ощущений. То есть в будущем, натренировавшись, вы будете уметь получать удовольствие от приятных событий (ассоциировавшись с ними) и отсекать неприятные моменты при негативных воспоминаниях (диссоциировавшись от них).

Теперь выполните упражнение по выявлению тех субмодальностей, которые являются критическими для вас. Вернитесь мысленно к какой-нибудь эмоционально окрашенной ситуации, которую вы можете вспомнить хорошо. Теперь попытайтесь сначала осознать визуальную ее часть, попробуйте поэкспериментировать с яркостью — представьте, что вы поворачиваете ручку регулятора яркости, сначала увеличивая ее, затем уменьшая. Попробуйте ощутить, какие изменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость будет более предпочтительной для вас. После этого верните яркость в ее изначальное состояние.

Затем сделайте картинку черно-белой, если она была цветной, и наоборот, цветной, если картинка была черно-белой. Отметьте, какой образ вам больше при этом нравится. Верните цвета в изначальное состояние.

Есть ли в вашей картинке движение или она статична? Если да, то попробуйте его замедлить или ускорить. Отметьте наиболее предпочитаемую скорость. Верните исходную скорость картинке.

Теперь попробуйте изменить ассоциированность на диссоциированность и обратно. Вы отметите в ходе этого упражнения, что некоторые изменения (а, возможно, и все) окажут достаточно сильное воздействие на ваше отношение к ситуации. При этом помните, что вы всегда можете оставить картинку с теми характеристиками субмодальностей, которые вам более всего понравились. После того, как вы проанализировали подобный опыт, то же самое вы можете проделать и с аудиальными и кинестетическими субмодальностями.

Помните, что плохие воспоминания есть у всех, возможно многие из них повлекли за собой негативные последствия, с которыми вы вынуждены жить. Но вы не обязаны помнить их, и уж тем более испытывать негатив, если они всплывают в памяти.

Если в вашем воспоминании присутствует аудиальная часть, попробуйте конкретизировать ее. Что она представляет собой? Внутренний голос или шумы? Попробуйте поэкспериментировать с громкостью, увеличить скорость или замедлить ее, измените тон, изменить сторону, с которой звучит этот шум или голос. Этот голос может быть и не вашим, если этот так, попробуйте узнать, что он делает в вашем воспоминании, кому принадлежит.