Часто мы произносим фразы — «Меня это раздражает», «Меня никто не понимает». Это стандартные речевые конструкции, в которых важная информационная часть опускается. Мы не имеем возможности определить действующее лицо ситуации, к которому эти характеристики относятся. Выход — задавать наводящие вопросы — «Что именно вас раздражает?» «Кто конкретно вас не понимает?».

Опускание важной части информации характерно и для бюрократического языка, а не только для разговорного и письменного. В результате ситуация теряет персонализацию, хотя в ней действуют конкретные лица. В разговоре это проявляется неопределенностью, заторможенностью. Умелое использование подобных речевых конструкций приводит к очень удивительным результатам — вы таким образом можете говорить хоть час, не сказав при этом ничего конкретного.

Чаще всего подобные конструкции, нечеткие формулировки означают, что у человека нет осознанной цели общения. Дело здесь в первую очередь в неэффективном общении.

В нашем языке есть масса глаголов, которые имеют общий смысл (помог, отправился, научился и т. д.), они всегда нуждаются в уточнении — как, когда, где… но мы склонны опускать эти уточняющие элементы, которые относятся к глубинной структуре языка. Если вы не можете понять смысл сказанного, задайте вопрос «Как конкретно?».

В нашем языке имеется масса слов и выражений, которым также не достает определенности и четкости. Такие слова и фразы бесполезны в плане общения. Например: «мне не хватает чувства удовлетворенности…» Но подумайте, что это самое чувство означает для вас, для другого человека… Фраза в примере — неплохое заявление, но бесполезное. Такими же неполными будут множество других слов — страх, счастье, испуг… Здесь, чтобы понять смысл, нам нужно задать множество уточнений, «почему вы это испытываете?», «что для вас это чувство?», «что нужно, чтобы вы его обрели?».

Проблема заключается в том, что нам очень трудно распознать подобные «черные дыры». Они не видны сами по себе, ведь с грамматической точки зрения являются корректными, а с точки зрения употребления — они очень популярны в общении. Чтобы научиться распознавать такие опускания информации, вам придется запастись терпением, и при каждом факте задавать уточняющие вопросы.

Следующая языковая схема — «утраченный перформатив». Пример: «Любая диета может быть опасна для здоровья». В таком суждении источник неясен, требуются уточнения в виде вопросов: «Кто это сказал?», «На каком основании ты так считаешь?».

Следующая схема — слова-сигналы, являющиеся сравнением. То есть употребление слов лучше, лучший, красивее, умнее и т. п. В каждом из таких сравнений не хватает критерия… Лучший по сравнению с кем? В каком смысле лучший? В разговорной речи такие сравнения выглядят нелепо и нереалистично, обсуждать их нет смысла, нужно лишь восполнить опущенное звено, задав уточняющий вопрос