Процесс коммуникации начинается с мыслей, а чтобы передать эти мысли кому-то другому, мы используем слова, тональность голоса, жесты и телодвижения. Теперь попробуем разобраться — что такое наши мысли. Одно из научных мнений рассматривает процесс мышления как использование наших органов чувств внутренним способом. Ведь когда мы думаем о чем-либо, мы воссоздаем картину увиденного, звуки и ощущения, которые сопровождали ее, внутри себя. Мы переживаем эту информацию вновь в той же сенсорной форме, в которой она и была изначально. Причем не всегда мы осознаем, что мы это делаем.

Способ, которым мы «думаем», заключается в воспроизведении (сознательном или бессознательном) картин, звуков, вкусов, запахов, ощущений, которые уже были пережиты. А посредством языка мы имеем возможность создавать разнообразие этих переживаний, не переживая их в действительности.

Для репрезентации опыта и для непосредственного его переживания используются одни и те же неврологические пути, одни и те же нейроны… Потому так часто мысли имеют непосредственные физические проявления: так, к примеру, когда мы представляем вкус лимона, начинается слюноотделение, лимон — воображаем, а слюноотделение — нет.

Таким образом, наши органы чувств используются не только внешним способом (для восприятия мира), но и внутренним — чтобы перепредставлять потом переживания самим себе. В НЛП пути, посредством которых мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге (звуки, ощущения, запахи, вкус, визуальные картинки) называются репрезентативными моделями.

Первичными репрезентативными моделями являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы. Визуальная модель позволяет нам разглядывать внешний мир, а также визуализировать его. Аудиальная подразделяется на две системы: первая позволяет прослушивать внешние звуки, вторая — внутренние. Кинестетическая система также представляет собой две системы: внешняя кинестетика включает тактильные ощущения (влажность, температуру, прикосновения); внутренняя кинестетика — эмоции, вспоминаемые чувства, внутренние ощущения баланса и положения тела (не имея этих ощущений, мы не смогли бы контролировать положение тела в пространстве с закрытыми глазами). К кинестетической системе также принято относить вкусовые ощущения, обоняние.

Все три описанные первичные системы используется каждым из нас. При этом они не осознаются в равной степени. Потому часто мы отдаем предпочтения одним ощущениям по отношению к другим. Например, кто-то мыслит образами, а у кого-то процесс мышление строится как внутренний диалог. Но репрезентативные модели не являются взаимоисключающими. Можно представлять картинки события, слышать звуки, сопровождающие его, однако очень трудно порой обращать внимание на все три системы в одно и то же время.

Есть закономерность: чем больше мы погружены во внутренние переживания, тем меньше мы обращаем внимание на внешние. Наше поведение складывается из внешних и внутренних сенсорных ощущений. В каждый момент времени наше внимание сосредотачивается на различных частях нашего опыта. Читая этот текст, вы сосредотачиваетесь на странице, и совершенно не обращаете внимания на ощущения в своих ногах… Но, только до того момента, пока вы не прочли предыдущее предложение. Но все может измениться, если сразу несколько сигналов захватили бы ваше внимание. Например, внезапная боль, ваше имя, кем-то произнесенное вслух, запах пищи (если вы голодны) или запах дыма.