Если вы экономист или маркетолог, то вы наверняка слышали такое понятие как SWOT анализ. Этот анализ в экономике подразумевает анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз со стороны внешней среды и, после тщательного анализа, обозначение основных направлений развития организации с наибольшим использованием возможностей и сильных сторон, чтобы избежать проявления слабостей и влияния угроз.

Но ведь на самом деле SWOT анализ можно применить ко многим областям, и, самое важное, к анализу целей человека, его жизни и. в итоге, выработке стратегии его дальнейшей жизни на пути достижения поставленных целей.

Человек постоянно действует в условиях внешней среды — это семья, соседи, коллеги, общество, на него влияют политические перемены, реформы и т. д. Каждый день может что-то измениться, поэтому человек должен быть готов быстро среагировать на изменения. В этом заключается стратегическое управление человека.

Человек должен тщательно проанализировать свои внутренние ресурсы, возможности , а так же слабые стороны, понять, что он может сделать и что нет.

Исходным пунктом построения стратегии человеком является выбор миссии, затем — определение целей, а потом swot анализ, на основании которого человек выбирает стратегии, реализует ее и корректирует. Все это можно представить в виде следующего рисунка:

SWOT анализ занимает центральное место в этой системе. SWOT (аббревиатура английских слов strength — силы, weakness — слабости. Opportunities — возможности, threats — угрозы).

SWOT анализ оформляется в виде матрицы, которая очень наглядно показывает проделанную работу и показывает стратегии.

Нарисуйте таблицу из трех столбцов и трех строк. В шапку второго и третьего столбца впишите «возможности» и «угрозы», а в строки — «слабые» и «сильные» стороны. В эти же клетки последовательно запишите все возможности, угрозы, а так же ваши сильные и слабые стороны. Старайтесь подходить к анализу объективно. Запишите, что на вас влияет сильнее всего со стороны внешнего мира — что из этого дает вам возможность развиваться, а что — оказывает пагубное влияние, ослабляет вас. Так же отметьте, какие качества у вас особо сильные, что выделяет вас от других как с хорошей, так и с плохой стороны.

Записывая каждый следующий пункт, задавайте себе вопросы:

Уверен ли я, что это на самом деле так?
Насколько я в этом уверен?
Откуда я это знаю?
Возможно ли, что вскоре это изменится?
В оставшихся четырех клетках запишите то, что получается на пересечении.

Т. е. для возможностей и сильных сторон — получаем стратегию, направленную на максимальное использование ваших сильных сторон вместе с возможностями, которые дает внешняя среда.

Возможности и слабые стороны — как, используя возможности, нейтрализовать слабые стороны.

Угрозы и сильные стороны — как, используя сильные стороны, избежать угроз из внешней среды.

Угрозы и слабые стороны — максимальная опасность для человека, направления, которые нужно избегать.

Правильно проанализировав все факторы и составив SWOT матрицу можно наглядно увидеть все возможности и стратегии, находящиеся в руках человека.